ПОДСОЛНУХ
Клуб для детей, подростков и молодых людей, учащихся коррекционных школ

Аутизм. 2016г.-каждый 66 мальчик имеет расстройства аутичного спектра.

По данным 1 Международной конференции в Москве 2013 г. численность детей с расстройствами аутистического спектра составляет 1:88 ( каждый 88 мальчик, каждая 254 девочка ).

Рост аутизма 2016 год - 1:66

Окружающим эти дети видятся капризными, избалованными, плохо воспитанными, странными…

На самом деле, аутизм – это особое нарушение психического развития, достаточно распространенное на сегодняшний день, но недостаточно известное даже профессионалам и поэтому не всегда правильно диагностируемое.

У таких детей определяют задержку речевого и психического развития, моторную и сенсорную алалию , иногда – умственную отсталость, А ведь для успешной коррекции аутизма самое главное – именно раннее начало коррекцонной работы, поэтому вовремя поставленный точный диагноз так важен.

Существует триада признаков по которым ставится заключение « аутизм».

  • Нарушение социального взаимодействия и коммуникации.
  • Повторяющееся поведение.
  • Отсутствие воображения.

Все признаки рассматриваются в тесном взаимодействии друг с другом. Остальные признаки считаются сопутствующими.

Теперь чуть подробнее:

Речь, ее характер, сроки появления. В части случаев речь появляется вовремя, но к двум – двум с половиной годам пропадает. В других случаях ребенок использует речевые штампы, одни и те же повторяющиеся слова и фразы из мультфильмов, чьи-то обращения. Вы замечаете, что речь ребенка не направлена на коммуникацию, не служит для общения. Ребенок отвечает на вопрос вашими же словами. «Хочешь сок?» - спрашивает мама. «Хочешь сок?» - отвечает ребенок, что значит «да».Другие дети говорят на излюбленные темы и только,например про пожары,вновь и вновь возвращаясь к ней месяцами…Часть детей остается безречевой. Однако это не значит, что ребенок ничего не понимает. Речь может существовать на внутреннем плане, и в некоторых случаях с детьми можно общаться письменно. Речь некоторых детей ,даже 5-6 лет похожа на щебет,свист,вскрики и без специальной помощи не развивается.

Стереотипность-один из ведуших признаков аутизма. Проявляется в выборе еды, одежды, игре, маршрутах прогулок, движениях.

Игровая деятельность, как правило – это раз от раза повторяющиеся манипуляции с предметами (кубиками, машинками,а зачастую неигровыми предметами), например, выкладывание их рядами, иногда по цвету. Сюжета у игры нет. Ребенок не строит домик, не сажает в машину куклу.

Картинка.jpg

И вам малыш не позволит внести в его «игру» ничего нового. Не допустив вашего вмешательства, он продолжит сосредоточено выстраивать длинные ряды или зачарованно раскручивать колеса машины, вертеть все, что попадает ему в руки (будь то кубик, мелок, чашка). Аутичный ребенок не хочет выпускать любимый предмет из рук. Он встает и ложится с ним, плачет, если его отобрать или он не может его найти. Напротив, успокаивается, когда получает обратно свою любимую палочку, веточку, крышку от банки, кусочек пластилина. Имея множество других игрушек, малыш не обращает на них никакого внимания. Он вновь и вновь продолжает манипуляции с полюбившимися, зачастую не предназначенными для игры предметами. Переключить его внимание, организовать другую игру, увлечь чем-то такого ребенка без специальной работы практически невозможно.

Движения. Повторяющиеся движения также относятся к проявлению стереотипности: раскачивание вперед-назад,подпрыгивание на месте со взмахами рук, ходьба кругами или вдоль стены, кружение,вычучные позы и жесты. Часто аутичный ребенок надолго «зависает» у окна. Но его не привлекает происходящее на улице (куда поехала машина или побежала собака). Его завораживает мелькание предметов: кажется, ребенок смотрит в никуда. Долго не формируются навыки самообслуживаия.Нарушена мелкая и крупная моторика.

Избирательность в еде или одежде. Аутичный ребенок может иметь «любимые» продукты, например, йогурты только в синих стаканчиках или печенья определенной формы. Он ест только борщ и никакой другой суп. Ввести в рацион такого ребенка что-то другое бывает крайне трудно, иногда годами невозможно. То же случается и с одеждой.

Даже у совсем маленького ребенка есть любимые маршруты погулок, настолько любимые, что свернуть с них бывает иногда невозможно. Малыш будет плакать и кричать до тех пор, пока вы на него не вернетесь.

Наличие страхов. Это еще один признак аутизма. Страхи могут быть разнообразными, например, звук дрели, пылесоса, микроволновки, журчащей в трубе воды. Ребенок может бояться мыльных пузырей, новых помещений, лифта, даже своей же голой ножки, высунувшейся из-под одеяла. Однажды возникший страх прочно закрепляется в сознании малыша на очень долгое время. a10.jpg

Отсутствие указательного жеста. Это один из ведущих признаков аутизма. Малыш приведет вас на кухню, будет хныкать, явно чего-то прося. Но пальчиком не покажет. Часто такие дети кладут свою руку на руку мамы и протягивают ее в направлении нужного предмета, таким образом показывая, что им нужно.

а5.jpg

Нарушение контактности, общения. Ребенок не стремится к общению ни со сверстниками, ни со взрослыми. Он как бы сам по себе. При попытке общения с ним малыш может закрывать лицо руками, закрывать глазки, отворачиваться. Взгляд его часто скользит по лицу другого человека: ребенок не смотрит в глаза или смотрит доли секунды. Если взрослый настаивает на общении – может возникнуть агрессия или самоагрессия. В последнем случае малыш бьет себя по голове, кусает свою же ручку, бьется головой о стену. И так случается всякий раз, когда ребенку бывает плохо.

Каковы причины аутизма?

а6.jpg

Причины аутизма до конца не ясны. К ним относят и генетическую обусловленность, и хромосомные аномалии, и врожденные обменные нарушения, а также органическое поражение центральной нервной системы в результате патологии беременности и родов. Точное количество детей-аутистов назвать сложно. В последние годы отмечается значительный рост заболевания по всему миру. Аутизм уже сейчас называют болезнью 21 века. Лечится ли аутизм? При помощи медикаментов удается корректировать внешние неврологические проявления, такие, как гиперактивность или повышение внутричерепного давления, если они есть. Основная коррекция аутизма психолого-педагогическая.

Коррекционная работа  с детьми с расстройствами аутистического  спектра  в нашем центре строится по следующим направлениям:

Прикладной анализ поведения  (АВА) и Анализ вербального поведения (VB-MAPP)-на сегодняшний день это ведущие, научно обоснованные, коррекционные методики ,строящиеся на  психологических теориях о поведении .С помощью этих методик у ребенка с аутичными проявлениями можно развить:

Альтернативная система коммуникации –карточки PECS

Система общения для детей и взрослых с нарушениями речи, вплоть до ее полного отсутствия.

Наиболее часто применяется для детей с аутизмом.

Цель-дать неговорящему человеку возможность общаться, выражать свои потребности и мысли.

Существенно снижает уровень нежелательного поведения.

Не тормозит, а способствует появлению и развитию речи.

Нет ограничений по возрасту.

Возможность использования в любом месте.

Имеется  пошагово разработанное руководство по применению.

Кинезотерапия.

Практически у всех детей с расстройствами аутистического спектра имеются следующие нарушения восприятия:

- нарушения восприятия телесной чувствительности, что приводит  к нарушениям восприятия собственного тела и, как следствие ,к компенсаторным движениям рук ,ног (раскачивание ,подпрыгивание ,взмахи руками.); 

- нарушение вестибулярного восприятия (сложности с ориентацией в пространстве);   

- нарушение зрительного восприятия у детей ,которые видят (фрагментарное ,разрозненное восприятие образов, трудности слежения за предметом и др.); 

- нарушение слухового восприятия у детей, которые слышат ( ребенок не реагирует на имя, пугается звуков и др.).

Все эти нарушения являются следствием сниженного уровня тонической регуляции и ,как следствие, низкой способности центральной нервной системы воспринимать и обрабатывать поступающую  от анализаторов информацию.
Кинезотерапия помогает с помощью воздействия на глубокую чувствительность улучшить тоническую регуляцию всего организма, вследствие чего уменьшается количество страхов, появляются живые детские эмоции, улучшается  зрительный контакт, ребенок начинает тянуться к общению, начинает реагировать на окружающее.

Продуктивная деятельность - этот метод развивает двигательную, познавательную и эмоциональную сферы, и конечно, сферу восприятия ребенка за счет взаимодействия с различным материалом(крупа, глина ,краски, пластилин и др.),формами ,текстурами. Появляется произвольность-одна из главных способностей к обучению .Ребенок переходит от непроизвольных манипуляций к сознательному взаимодействию с материалом, что является залогом формирования игры-важнейшей способностью интеллектуального развития и познания окружающего мира.Аутичный ребенок без специально организованной продуктивной деятельности не переходит на качественно иной уровень игры и ,как следствие, не познает полноценно окружающий мир.

Групповое занятие - по системе «Круг» - это ритмически организованное, краткое по времени ,эмоционально насыщенное занятие ,основная цель которого –подготовка детей с нарушениями эмоционально волевой сферы к групповым занятиям, организация среды ,позволяющая облегчить адаптацию таких детей в группе сверстников, сформировать мотивацию к общению с другими детьми.

Музыкальное занятие - цель которого в развитии произвольности, чувства ритма, эмоциональности, желании общаться, моторных навыков, слухового и зрительного восприятия, инициативы.

Занятия по программе «Интенсив». Проходят с понедельника по пятницу (пять дней подряд) с 9.00 до 13.15.Программа строится для каждого ребенка индивидуально,но структура занятий для всех единая и включает в себя:

- групповое фольклерно-игровое занятие «Круг» - 30 минут; 

- индивидуальное коррекционное занятие с использованием элементов АВА-терапии 2 или 3 занятия по 40 - 50 минут с разными педагогами; 

- индивидуальное или подгрупповое (на двоих детей) занятие кинезотерапией и продуктивной деятельностью в зависимости от решаемых задач - 40 - 50 минут.

В перерыве между занятиями двадцатиминутный перерыв.

На занятия приглашаются дети с сенсо-моторной алалией, аутизмом, задержкой психического и умственного развития.

431905.jpg

Ведущая задача всей коррекционной работы-это социализация аутичного ребенка. Это - то , что можно посоветовать для всех групп аутичных детей. Остальная работа с этими детьми – индивидуальна. Она зависит от группы принадлежности и без помощи специалистов по аутизму крайне затруднительна. Как сопутствующей может коррекция ипо - терапией, дельфино - терапией, дието - терапией.

Только комплексная система воздействия обеспечивает максимальное развитие ребенка с особыми потребностями!

Мы работаем с аутичными детьми по программам отечественных и зарубежных специалистов, предварительно пройдя обучение в Москве в одном из лучших центров по работе с аутичными детьми «Наш солнечный мир».

Общеизвестные коррекционные методы (занятия с психологом,логопедом,дефектологом, не обучавшимся работать с аутичными детьми) не помогут корректировать проявления аутизма!Только работа по специальным программам  может принести положительный результат!

Нулевка - подготовка к коррекционной школе
Предназначен подготовить и познакомить детей с особенностями развития к школьному обучению в условиях класса ,сформировать правила учебного поведения.

ПОМОЩЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ!